Ни слова лжи: как создавался роман "Хватит!"


Помощник Михаила Полякова Виталий Седых рассказывает о том, как писался роман "Хватит!", что бралось за основу событий, которые в нём описаны.

Изначально идея Михаила Борисовича состояла в том, чтобы создать некую энциклопедию коррупции, произведение с кольцевой композицией, в котором соединились бы с одной стороны черты провинциальной России, которая страдает от коррупции в наибольшей степени (в Подмосковье Цапки невозможны), а с другой - стало бы обобщённым портретом страны в целом. Конечно, нужны были факты, какие-то яркие случаи, которые могли бы лечь в основу произведения. Собственно, моя задача состояла в том, чтобы собирать информацию из региональной прессы, а затем предоставлять Полякову самые типичные на мой взгляд случаи. Работа была не то чтобы тяжёлая, а очень муторная - из огромного числа сообщений крайне трудно было выделить нечто характерное. Взгляд всё время цеплялся за всякие чрезвычайные истории, вроде того, что где-то в Козельске местный чиновник в пьяном виде украл у пенсионерки козла и принялся кататься на нём по округе, или что разоблачили какого-то полицейского-людоеда, и так далее. Наиболее интересные новости я распечатывал, и пытался отобрать самое интересное и повторяющееся. В какой-то момент мне начало казаться, что я буквально тону в неком море российского беспредела и коррупции. Но постепенно какие-то общие черты начали проявляться. В частности, было много публикаций, особенно из Краснодарского края и из Бурятии о том, как чиновники отнимают землю у бедных людей. Один из таких случаев лёг в основу образа одного из героев - избитого ветерана. В той истории, кстати, не оказалось ничего собирательного, не надо было придумывать каких-то деталей, брать что-то из других репортажей. Действительно была жуткая история о том, как у пенсионера отобрали буквально отчий дом, построенный его предками, под предлогом того, что тот мешает миграции бобров. Затем на том месте построил дом член Совета Федерации.
История со сбитым мажоркой молодым человеком, напротив, состояла из целого ряда похожих случаев. Дело в том, что её необходимо было обрисовать не слишком рельефно, что обусловливалось художественными причинами. А каждый случай, похожий на описанный в романе, в жизни имел очень много ярких подробностей, которые перетащили бы на себя одеяло читательского внимания. Реальную основу имели и многие другие истории, изложенные в романе - городской пруд, украденный бизнесменом, это, кажется, история из Зарайска или Котельников, закрытая ткацкая фабрика списана с завода радиоэлектронных деталей, что в посёлке Лесном Пушкинского района.
Кое-что МБП добавлял сам, например, вот все эти адские возмутительные заметки про чиновников, которые оправдывают повышение цен на ЖКХ просьбами граждан, а роскошные автомобили для руководства - необходимостью трудиться в дороге - это буквальные перепечатки из каких-то реально существующих изданий. Кажется, конкретно про ЖКХ было в Ставропольской правде.
Также внимательно автор подошёл к созданию образа Терпилова. У нас была настоящая карта этого города, где мы отмечали различные знаковые места - парки, рынки, памятники, стараясь брать в качестве прототипов реально существующие объекты. Было много разных идей и предложений о том, где расположить, к примеру, дом судьи, или как должна выглядеть провинциальная редакция. В конечном итоге город оказался очень похож на подмосковное Пушкино, а заодно имеет черты Александрова и Ростова. В то же время автор хотел, чтобы город обладал неким мистическим колоритом, отсюда - сцены с ползущим туманом, слякотной погодой, которые вызывают у читателя напряжение и тревогу.
Главный же принцип был в некой истинности, непридуманности происходящего, так, чтобы за правдивость каждой строчки можно было отчитаться перед читателем. Думаю, это удалось. 

4 комментария:

  1. Информация порой небезынтересная.
    Но жанр определен неверно.
    Это совсем не роман.
    Это - подборка информации для размышления.
    Не напяливайте на себя чужих одежд!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне понравилось, правда я большую часть времени почему-то был скорее на стороне убийцы, его размышления казались убедительнее :)))
    Чем-то роман напомнил писателя Честертона.

    ОтветитьУдалить
  3. Работы-то много вышло, но зачем? Если вычесть политику, где итак понятно, то получится просто интересный детектив. Впрочем, читать приятно, у автора стиль такой прикольный, так мой папа говорил 32 года рождения. Старая интеллигенция.

    ОтветитьУдалить
  4. Интересно, что было так много работы. Но с другой стороны это может даже помешало. Читал ваш роман и не мог отделаться от впечатления что всюду виден "авторский пот". Надо как-то расслабленнее писать. К тому же тема политики мне не особенно понравилась, стараюсь от неё держаться в принципе подальше.

    ОтветитьУдалить

Технологии Blogger.